Ценности Совета Круга
городской службы примирения ГППЦ Департамента образования, Москва
(проект)
Мы не ищем решение ЗА людей, и не НАВЯЗЫВАЕМ им наше решение.
Мы создаем условия, чтобы они нашли его САМИ. Для нас важно:
• Не объяснять, а понимать. Каждому дать возможность высказаться, быть услышанным и понятым. «Дать прозвучать» разным точкам зрения, в том числе и тех, кто обычно не высказывается. Создавать для этого безопасную обстановку.
• Не выяснять, кто что «должен был сделать», а помогать обсудить будущее – каким должно быть совместное решение и как избежать повторения впредь. Помнить, что нет легкого решения у сложных проблем. При обсуждении способствовать балансу требований и поддержки.
• Не обесценивать действий и ценностей других, и не допускать обесценивания при обсуждениях. Доверять и не осуждать, поскольку каждый, попав в определенные обстоятельства, стремится сделать лучшее, на что он оказывается способен, и насколько он понимает происходящее.
• Не считать проблемой человека: «школе врагов и монстров нет». Никого не изгонять и не делать изгоем, поскольку каждый способен измениться к лучшему.
• Верить в силу сообщества: люди МОГУТ САМИ найти решение в любой сложной ситуации, если на то будет их добрая воля.
• Помнить, что справедливость – не есть кара. Не искать виноватых. Но причинение вреда (если кому-то был причинен вред) порождает обязательства по его заглаживанию (исправлению) тем человеком, который его причинил. Учить людей достигать своих целей не причиняя вреда окружающим.
• Недопустимо «принуждать к уважению». Воспитание человек воспримет только от того, с кем у него доверительный контакт и кого он сам уважает. Самим соответствовать тому, что требуем от других. Избегать пустословия, формализма и морализаторства.
• В конфликтной ситуации не занимать чью-то сторону, а поддерживать конструктивный диалог, чтобы ни у кого не осталось с чувство несправедливости. Решение (или план) принимается в результате диалога и только при условии что стороны (все участники) с ним полностью согласны, признают его справедливым и готовы выполнять.
• Помнить, что родители также приходят в школу вместе со своим ребенком и являются частью школьного сообщества. Родители и педагоги - партнеры, а не соперники. Не рассматривать благополучие ребенка отдельно от благополучия его родителей.
• Создавать условия, чтобы подобные конфликты (негативные явления) больше не повторялись. Если для этого не хватает ресурсов в одном сообществе или системе - искать их в сообществах и системах более высокого уровня.