Форум Школьных служб примирения

Обсуждение вопросов создания и развития школьных служб примирения восстановительной медиации и других программ восстановительного правосудия, медиации ровесников.
 
ФорумФорум  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Поделиться | 
 

 Восстановительный подход в школах

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 23
Дата регистрации : 2014-09-01

СообщениеТема: Восстановительный подход в школах   Вт Ноя 08, 2016 3:43 pm

Восстановительный подход и службы примирения

Модель школьных и территориальных служб примирения разработана в России  и опирается на традиционные практики примирения и урегулирования конфликтов в сообществе. Практика школьных и территориальных служб примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества», «семейный совет» («семейная конференция»), «профилактическая восстановительная программа», «школьная конференция» и другие.

    В восстановительных программах стороны конфликта (включая родных и близких несовершеннолетних участников конфликта) в ходе переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию без внешнего принуждения.

Для подготовки сторон конфликта к участию в восстановительной программе и организации самой восстановительной программы нужен человек, владеющий теорией и практикой применения восстановительного подхода.
    Ведущий восстановительных программ (специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций. Он также организует поддержку выработанного соглашения со стороны значимого для них социального окружения (близких и уважаемых ими людей). В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний, прекратили вражду и обрели ресурсы для совместного поиска выхода из ситуации.
Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия вреда (в том числе обиды) и ответственности. Вред в восстановительном подходе – это действия одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-либо было нарушено или разрушено (в том числе и отношения), и что воспринимается другим как несправедливость.    
    Причинение вреда ведет к появлению негативных последствий для пострадавшего: материальных, физических, вред в форме разрушившихся отношений и т.д. Вред – понятие субъективное, определяется пострадавшим (жертвой). Потому исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием для человека, причинившего вред, оно является восстановлением справедливости и мира в сообществе.      
    Ответственность в восстановительном подходе понимается как обязательство по заглаживанию вреда, то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей. При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение. Таким образом, понятие справедливости в восстановительном подходе связано с заглаживанием причиненного вреда, и в этом его отличие от принятых в уголовном правосудии представлений о справедливости как наказании нарушителя.
    Ответственность за исправление причиненного вреда рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте, где стороны часто взаимно причиняют друг другу вред. «Поиск виноватого» не способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта в отличие от обсуждения причиненного вреда и совместного поиска путей его исправления. В школьной жизни часто вред бывает взаимным (драка, оскорбления), соответственно, ставится вопрос о взаимном заглаживании причиненного вреда.
    Одним из важных аспектов восстановительного подхода применительно к несовершеннолетним является восстановление позитивного родительского влияния на них, поддержка позитивных изменений несовершеннолетнего со стороны его родных и близких, педагогов, одноклассников, друзей, а также забота о будущем: создание условий для того, чтобы произошедшее «стало уроком» и подобное больше не повторилось.

   Цель специалиста службы примирения (ведущего восстановительного программ) состоит в создании наилучших условий для реализации принципов восстановительного подхода (восстановительного правосудия).
   Специалист службы примирения является нейтральной фигурой, в равной степени поддерживающей усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации либо правонарушения (преступления) несовершеннолетнего на основе восстановительных принципов. Специалист службы примирения (ведущий восстановительных программ) сначала подготавливает стороны конфликта (или участников противоправной ситуации) к совместной встрече по урегулированию конфликта и заглаживанию причиненного вреда. На совместной встрече сторон специалист службы примирения (ведущий восстановительных программ) создает максимальные условия для реализации участниками принципов восстановительного подхода.

Принципы восстановительного подхода к урегулированию конфликтов и реагированию на правонарушения несовершеннолетних:
• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия конфликта или криминальной ситуации для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных.

• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.

Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.

• Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля у несовершеннолетних при выполнении договора. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего.

Сам процесс урегулирования конфликта и\или разрешения трудной ситуации проходит по определенным этапам, подробнее ознакомиться с которыми можно в изданиях Центра «Судебно-правовая реформа» .

Принципы организации процесса проведения восстановительных программ:

Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой программы.

Информированность сторон. Ведущий восстановительных программ обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях их участия или неучастия в программе.

Нейтральность ведущего восстановительных программ. Ведущий восстановительных программ в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.

Конфиденциальность в восстановительных программах. Ведущий программ и служба примирения сохраняет конфиденциальность происходящего в ходе восстановительной программы и предупреждает о важности сохранения конфиденциальности участников. Ведущий восстановительной программы может передать согласованную со сторонами информацию о ее результатах в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации).

Ответственность сторон и ведущего.
Ведущий восстановительных программ отвечает за безопасность участников на совместной встрече в восстановительной программе, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта .
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://shsp.forum2x2.ru
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 23
Дата регистрации : 2014-09-01

СообщениеТема: Re: Восстановительный подход в школах   Вт Ноя 08, 2016 3:48 pm

Опыт работы Службы примирения Городского психолого-педагогического центра  Департамента образования города Москвы

В России восстановительное правосудие и службы примирения зарождались в Москве. Именно в Москве в 464 школе была проведена первая медиация школьниками в школьной службе примирения, и создана первая территориальная служба примирения, работающая с Черемушкинским судом (хотя тогда они службами примирения еще не назывались). Реформа системы образования города Москвы (объединения школ в образовательные комплексы, смена преподавательского состава, сокращение специалистов и пр.), проведенная в последние годы отодвинули вопрос развития служб примирения на второй план, однако в 2015 году работа по созданию служб примирения возродилась уже на городском уровне. При активном участии Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав  в апреле 2015 года была создана Городская служба примирения в ГБУ Специальная школа «Шанс» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, которая работает с несовершеннолетними, совершившими преступления и другие общественно-опасные деяния .
В октябре 2015 года при поддержке Департамента образования города Москвы в рамках проекта «Перекресток» Городского психолого-педагогического центра было создано подразделение «Школьные службы примирения и восстановительные практики», которое фактически выполняет функцию Городской службы примирения в системе образования.

Информация о конфликтных ситуациях, правонарушениях несовершеннолетних поступает в Службу примирения из следующих источников:
• обращения граждан (преимущественно родителей учащихся) в Департамент образования города Москвы с просьбой разобраться и принять меры по той или иной нерешенной ситуации со школой;
• сводки полиции о происшествиях, связанных с несовершеннолетними на территории города Москвы (в том числе по ООД - общественно опасным деяниям);
• запросы из школ с просьбой помочь в решении той или иной конфликтной ситуации.

По всем подобным обращениям подразделение «Школьных служб примирения и восстановительных практик»  как «Городская служба примирения в системе образования» проводит встречи с администрацией школы , на которых обсуждает совместный план действий по решению ситуации на основе принципов восстановительного правосудия, а затем проводят необходимые восстановительные программы с педагогами, учащимися, родителями и т.д.

Также в Службу примирения ГПППЦ ДОгМ поступают:
• запросы из школ на создание школьных служб примирения (обучение специалистов школы восстановительной медиации, их поддержка и супервизия);
• запросы на проведение профилактических программ по сплочению класса, построению конструктивных взаимоотношений между учащимися в случае напряженных или агрессивных взаимоотношений;
• запросы на проведение Кругов сообщества, направленных на повышение родительской ответственности и родительского участия в жизни класса;
• запросы на проведение программ по укреплению взаимоотношений в педагогическом коллективе (в том числе по конфликтам, возникшим в результате слияния школ в образовательные комплексы);
• запросы на участие в рассмотрении конфликтных ситуаций от «Управления по работе с обращениями граждан» Департамента образования города Москвы.

С ноября 2015 по август 2016  года Службой примирения ГППЦ ДОгМ  было проведено 300 восстановительных программ, в которых участвовало 6871 человек. Также Службой примирения проведено согласно отчетам 240 тренингов и семинаров для школьников и педагогов на коммуникативные навыки, в которых участвовали  6057 человек. Всего в мероприятиях (включая круглые столы, тренинги, семинары, восстановительные программы и так далее)  в рамках деятельности Службы примирения ГППЦ  ДОгМ приняли участие: 9878 учащихся, 2594 родителей, 3638 педагогов - всего 16110 человека.

В Службе примирения 4 человека имеют удостоверение профессионального медиатора и тренера по медиации (576 часов), и  в этом году еще 7 человек прошли подготовку  в качестве медиатора (120 часов), итого 11 человек. Проведено обучение около 500 специалистов школ и медиаторов-ровесников по программе «Восстановительная медиация и организация школьной службы примирения»  прошли (с выдачей сертификата ГППЦ ДОгМ). На конец 2015-2016 учебного года в Москве было около 30 школьных служб примирения, из них в течение года активно действовали 8 служб, которые провели 66 программ (22 медиации, 40 Кругов сообщества, 4 профилактических программы).


Большинство проведенных в этом году программ – это «Круги сообщества» с включением администрации, разных специалистов школы, детей и родителей по ситуации, затрагивающих школьные, межличностные, семейные, управленческие и другие проблемы. Сами конфликтные ситуации, как правило, уже вышли далеко за рамки первоначального инцидента, и Служба примирения часто встречается одновременно с противостоянием между разными группами педагогов, а порой и внутри администрации, между родителями класса и родителями проблемного ученика, между учениками и так далее, что требует проведения серии связанных восстановительных программ. Во многом Служба примирения ГППЦ ДОгМ выходит на управленческие вопросы организации школьной жизни, для чего требуются партнерские отношения с администрацией школы.

Также отметим несколько зафиксированных нами особенностей многосторонних конфликтов, в которые включились родители учеников:
• часто конфликтующие ученики и родители живут рядом, в одном микрорайоне, встречаются в поликлинике, магазине, на детской площадке, их вторые-третьи дети нередко учатся в той же школе. Поэтому, во-первых, их отношения часто имеют предысторию, а во-вторых – это накладывает отпечаток на их общение: люди стыдятся, опасаются огласки, опасаются влияния происходящего на их остальных детей, или что придется встречаться на улице с теми, с кем они находятся в конфликте;
• часто конфликтующие ученики знакомы ранее – через дошкольные учреждения, двор, развивающие клубы и занятия, и потому имеют предысторию отношений;
• родители активно используют интернет коммуникацию (WhatsApp и пр.), со всеми рисками травли и кибербуллинга уже в родительской среде;
• родители требуют от школы не только обучения, но и воспитания, формирования безопасной и комфортной атмосферы, но не вкладываясь сами в создание комфортной атмосферы в классе, где учатся их дети.

Поэтому специалисты Службы примирения всегда начинают с индивидуальных конфиденциальных встреч с каждой стороной конфликта, чтобы обсудить с ними смысл их участия в восстановительной программе. Восстановительные программы - прежде всего Круги сообщества с классом и родителями - помимо решения конкретной конфликтной ситуации (или реагирования на правонарушение несовершеннолетнего) могут способствовать тому, чтобы:
• детям, педагогам и родителям совместно определить воспитательную стратегию для своего класса и реализовывать ее;
• включить всех участников образовательного процесса в равную открытую коммуникацию (обсуждение), не допускающую манипулирования, клеймения, морализаторства, давления, угроз, шантажа и других деструктивных воздействий.
• помочь в формировании ответственной родительской позиции и профессиональной позиции работающих с ситуацией специалистов школы, а также согласованность их действий;
• поддержать становление разных традиций мирного проживания детей, родителей, педагогов, администрации и специалистов в пространстве школы.

Что дает специалисту  Службы примирения ГППЦ ДОгМ возможность урегулировать ситуацию, с которой обычно до этого уже работали другие специалисты и администрация образовательной организации, и в которой участники сами находят и выполняют решение? На наш взгляд основным ресурсом специалиста службы примирения является:
-  определенная позиция, заданная организационной формой Городской службы примирения,
- удержание в своей деятельности восстановительных принципов,
- следование определенным этапам работы ,
- способность удерживать профессиональную позицию и управлять развитием ситуации, находясь среди эмоционально накаленных  конфликтом людей,  
- определенные профессиональные навыки (организации коммуникации, передачи ответственности участникам ситуации и так далее).

Организационная форма Городской службы примирения определяет, что:
1. Специалист Службы примирения  ГППЦ приходит извне, у него нет предыстории взаимоотношений с участниками, и он способен не поддаваться или не включаться в эмоциональный контекст конфликта или быть эмоционально отстраненным от конфликтной ситуации.
2. Специалист Службы примирения  ГППЦ приходит «от имени» Департамента образования, что облегчает ему вход в пространство школы и общение с администрацией (которая не всегда готова к включению - как она считает посторонних специалистов - в работу над ситуацией) .
3. Специалист Службы примирения  ГППЦ обязательно включает администрацию образовательной организации в совместную работу над сложившейся ситуацией
4. Специалист Службы примирения  ГППЦ не ищет виноватого, не осуждает, не расследует, не выносит решения (хотя порой участники ждут от него именно таких действий). Но стремится поддерживать всех участников в движении к конструктивному решению ситуации и принятии участниками на себя ответственности, опирается на их позитивный опыт и ресурсы.
5. Устанавливает контакт и слушает людей (чтобы «проблема прозвучала голосами людей»), вовлекает в восстановительный подход всех участников ситуации и тех, кто может повлиять на решение конфликта, заявляет участникам свои цели  и позицию,  способствует рефлексии и самоопределению участников по отношению к ситуации.
6. Информирует участников конфликтной ситуации о возможных юридических и психологических последствиях тех или иных действий и реагирований на ситуацию, что особенно важно по ситуациям правонарушений (общественно-опасных деяний).
7. Поддерживает связь с другими специалистами центра «Перекресток» ГППЦ, которые могут оказать профессиональную психологическую помощь.

Документы  и другие материалы, связанные с работой служб примирения в городе Москве можно посмотреть по адресу www.8-926-145-87-01.ru/регионам/региональные-документы/регион-москва Ссылка на материалы ГСП Москвы


Основные этапы работы Службы примирения по обращениям, поступившим из Департамента образования города Москвы:
1. Получение официального запроса на работу со случаем от Департамента образования, директора образовательной организации или другого официального лица.
2. Звонок директору образовательного комплекса или как минимум руководителю структурного подразделения с предложением встретиться по заявке из Департамента образования и обсудить дальнейшие совместные действия, обсуждение состава участников первой встречи.
3. Встреча с директором образовательного комплекса, руководителем структурного подразделения, часто на встречу приглашается завуч, классный руководитель и специалисты комплекса (психологи и социальные педагоги) .
4. Предварительные встречи с основными участниками конфликтной ситуации по отдельности,
5. Проведение примирительной встречи всех участников. Поскольку обычно в ней участвует большое число людей, то она проходит в форме расширенной медиации, Круга сообщества или разрабатываемой сейчас программы «школьно-семейный совет», фиксация на бумаге групповых решений и способов их достижения ;
6. Проведение программы «Круг сообщества» с родителями учеников класса, по налаживанию их сотрудничества с классным руководителем и передачи им ответственности за налаживание доброжелательной атмосферы и дружбы в классе;
7. Проведение программы «Круг сообщества» в классе по налаживанию взаимоотношений между учащимися и передачи им ответственности за поддержание доброжелательной атмосферы в классе;
8. Принятые в ходе восстановительной программы решения фиксируются ведущими на ватмане и оставляются участникам для исполнения;
9. Написание рекомендаций образовательной организации для дальнейшей работы с ситуацией; как правило, они включают возможную поддержку со стороны Службы примирения или других специалистов центра «Перекресток» ГППЦ в целом.
10. Проведение серии занятий с учениками на поддержку позитивных изменений и бесконфликтное взаимодействие;
11. Проведение семинара с классными руководителями по работе с сообществом класса.
12. Предложение создать школьную службу примирения, при согласии – приглашение специалистов школы пройти обучение восстановительной медиации и созданию школьной службы примирения (в том числе с учениками – будущими медиаторами-ровесниками»);
13. Проведение других программ, которые могут предложить сотрудники «Перекресток» ГППЦ (например, профилактика буллинга);
14. Написание отчета, предоставление его директору (или руководителю структурного подразделения) и в Департамент образования города Москвы.

Не всегда реализуются все этапы работы Службы, не всегда и ситуация требует проведения всех мероприятий, но Служба примирения ГППЦ ДОгМ ориентируется и предлагает школе реализовать широкий спектр своих возможностей.

Миссия городской службы примирения на наш взгляд состоит в том, чтобы на основе восстановительных принципов помочь родителям и специалистам совместно сформировать грамотную профессиональную и родительскую позицию по отношению к проблемной ситуации ребенка, и вместе с ребенком ее реализовать.

Поэтому специалисты Службы примирения ГПП ДОгМ должны понимать профессиональные позиции разных специалистов (а также родителей), чтобы помогать их выстраивать.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://shsp.forum2x2.ru
 
Восстановительный подход в школах
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Форум Школьных служб примирения :: Восстановительная медиация :: Работа медиатора со школами по жалобам-
Перейти: